Top.Mail.Ru
Такое преступление, как злоупотребление должностными полномочиями, является деянием, представляющим свою специфику и опасность для общественности. Лица, нарушающие свои должностные полномочия, своими действиями формируют у народа негативное впечатление об органах власти. В статье уголовного права 285-й указывается тип нарушения закона и меры ответственности, которые предусматриваются в качестве наказания для виновника. Изучение структуры статьи, её особенностей и комментариев в качестве дополнительной информации позволяет хорошо понимать тему в том или ином конкретном случае.

Для защиты интересов государственной службы, а также прав и законных интересов граждан в уголовное законодательство введена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

Под ним понимается использование лицом своих полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстных или личных интересов и которое повлекло нарушение прав и интересов граждан или общества.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо из числа государственных и муниципальных служащих, сотрудники правоохранительных органов всех уровней (сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры и пр.) Также ответственность предусмотрена для лиц из числа руководителей коммерческой организации.

Злоупотребление имеет три отличительные черты:

  • лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам госслужбы и наносит вред структуре, в которой он служит;
  • результатом является серьезное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества и государства в целом;
  • между совершенным деянием и последствием имеется причинная связь.

Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретных действий или бездействия.

Например, сокрытие преступления, использование государственного имущества в личных целях, нарушение финансовой дисциплины и пр.

Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Дополнительные объекты для данного преступления могут быть в виде конституционных прав и свобод человека и гражданина, имущественных и иных экономических интересов граждан, организаций или государства и др.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает три обязательных признака: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинную связь между деянием и последствием.

Субъективная сторона. Злоупотребление должностными полномочиями совершается с прямым или косвенным умыслом. В отношении последствий умысел виновного чаще всего бывает неконкретизированным.

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо.

Преступление может быть совершено как путем действия, активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей (например, попустительствует преступлению). Хотя при неисполнении должностным лицом обязанностей по службе трудно говорить об использовании полномочий; скорее, это будет неиспользование полномочий.

В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие:

  • совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;
  • совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе;
  • совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.

Помимо действия, явно выходящего за пределы прав и полномочий, предоставленных законом должностному лицу, обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.

Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.

Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Должностное лицо при этом сознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы имеющихся у него полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые «интересы дела» и т. д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение этого деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ).

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) закон считает деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 данной статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий.

Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.

Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении должностным лицом потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении его жизни, незаконном лишении свободы.

Тяжкие последствия превышения должностных полномочий принято понимать так же, как тяжкие последствия злоупотребления должностными полномочиями. Они в данном случае причиняются с прямым или косвенным умыслом. Возможны, однако, случаи, когда вина должностного лица, превысившего свои полномочия, по отношению к квалифицирующим тяжким последствиям является неосторожной.

Деяние относится к преступлениям средней тяжести, при наличии квалифицирующих обстоятельств — к тяжким преступлениям.

Между злоупотреблением и превышением должностными полномочиями есть 3 существенных различия:

– по объективной стороне составов преступления. При злоупотреблении должностными полномочиями в форме действия или бездействия, при превышении – в форме действия, причем явно выходящего за пределы полномочий;

– по мотивам содеянного. При злоупотреблении мотив – корыстная или личная заинтересованность, при превышении мотив для квалификации деяния как преступления значения не имеет.

– по особо квалифицирующему признаку. При злоупотреблении – это тяжкие последствия, при превышении кроме тяжких последствий также применение насилия или угрозы его применения, применение оружия или специальных средств.

Прайс лист на услуги

Наименование юридической помощиСтоимость
Помощь в получении компенсации за неправомерные действия различных гос. структурот 4000 руб.
Обжалование постановления об административном правонарушенииот 6000 руб.
Помощь в обжаловании, оспаривании штрафовот 3000 руб.
Представительство в государственных структурах и органахот 4500 руб.
Досудебное урегулирование спора по административным деламот 4000 руб.
Составление заявления об обжаловании административной ответственности гос. органамиот 800 руб.
Составление заявления о привлечении к административной ответственностиот 800 руб.
Привлечение несовершеннолетнего к административной ответственностиот 6700 руб.
Привлечение к ответственности за неуплату алиментовот 4800 руб.
Помощь в привлечении к административной ответственностиот 6700 руб.

В соответствии с Вашими пожеланиями я проведу консультацию в офисе либо по телефону. Вы можете направить мне на электронную почту Вашу контактную информацию (имя и номер телефона) с кратким описанием сути вопроса (по желанию) через форму обратной связи и я Вам перезвоню в ближайшее время. Если сейчас консультация Вам не нужна, Вы можете записать себе мой телефон и, в случае экстренной ситуации, я смогу Вас проконсультировать или выехать к Вам, если в этом есть необходимость.

Хотите получить консультацию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Alert: Контент защищен!